Брусничный блог / Читать

Маркетинг в ассортименте.
Кому какой подходит?

01.09.2023
Время прочтения: 7 минут
Если вам нужна консультация по вопросам выстраивания маркетинговой стратегии, SMM-сопровождению ваших аккаунтов, брендингу и дизайну, заполните форму на нашем сайте или оставьте заявку на почту hello@brusnyka.ru.

Понимание маркетинга в общем виде помогает нам в продвижении продуктов, но, когда нужно решить конкретную задачу, необходимо погружаться в детали: изучать классификации видов маркетинга, рабочие инструменты, примеры использования, прикидывать последствия и репутационные риски.

Классификаций маркетинга так много, как понять, какой нужен моему бизнесу? В каких обстоятельствах какой вид маркетинга использовать? Какие инструменты работают сегодня? Ответы на все эти вопросы разберём в нашей статье. А ещё посмотрим реальные примеры из различных сфер.

При выстраивании маркетинговой стратегии самым важным является постановка цели. Цель должна учитывать характер спроса вашего товара или услуги на рынке, иначе стратегия окажется неэффективной. Поэтому, сегодня наша статья посвящена видам маркетинга в зависимости от состояния спроса.
Существует официальная классификация маркетинга, где его разделяют на виды по характеру спроса:
Конверсионный ー нужен при наличии негативного спроса на продукт, то есть когда потенциальные клиенты готовы нести издержки, лишь бы его не покупать. Основная цель маркетинга в этом случае – объяснить своим потенциальным клиентам необходимость продукта или услуги.
Классический пример бизнеса, которому подойдёт конверсионный маркетинг ー стоматологические услуги. Задачей маркетинга в данном случае будет анализ причин возникновения негативного спроса, ответы на вопросы можно ли устранить эти причины и если да, то как.
Ещё одним примером конверсионного маркетинга является реклама зоопарков. У многих зоопарки вызывают негативные эмоции, поэтому очень важно отрабатывать возражения клиентов с помощью маркетинговых инструментов. Например, посыл формулировки «сохраняем шедевры живой природы», говорит о положительном влиянии зоопарков, с позиции заботы о редких видах животных, а не наоборот.
Развивающий ー когда есть потенциальный спрос на продукт, а реальный отсутствует. В этом случае задача маркетинга ー выявить, проанализировать спрос и создать нужную для него услугу или товар.
Например, каршеринг Belka car появился в Санкт-Петербурге, когда его конкуренты уже активно закрепили свои позиции на рынке. По сути, спрос был на услугу в целом, но не на конкретный бренд, следовательно, специалистам необходимо было развивать спрос на конкретный бренд – Belka car. Весь маркетинг бренда изначально и был направлен на это: наружная реклама, особые программы лояльности, уникальные скидки и акции стимулирующие спрос конкретно на этот бренд.
Стимулирующий ー когда нет спроса и его нужно создать. Обычно такой маркетинг нужен товарам, только что вышедшим на рынок и не успевшим набрать обороты. В таком случае цель маркетинга ー совместить выгоду продукта с потребностями покупателей.

Основные инструменты стимулирующего маркетинга: снижение цен, программы лояльности и усиленная реклама.

Ярким примером такого вида маркетинга может служить мобильная игра от «Яндекса» с возможностью заработка. Суть игры заключается в создании собственного виртуального города. За постройку зданий, наполнение города жителями и автомобилями, а также за выполнение квестов пользователи получают монетки, очки и баллы, потратить которые можно в сервисах «Яндекса»: доставке еды, такси, маркете. Таким образом компания «Яндекс» стимулирует клиентов пользоваться своими сервисами чаще.
Поддерживающий маркетинг нужен, когда есть стабильный спрос, стабильная конкуренция и необходимо, чтобы уровень продаж не снижался. Цель данного вида ー максимально долгое время удерживать существующий уровень спроса.

Инструменты: усовершенствование товара, ценовая стратегия и изменение условий продажи.

Говоря о поддерживающем маркетинге, на ум сразу приходит бренд Coca-Cola. В своё время маркетологами была проделана огромная работа по формированию устойчивого в сознании потребителя образа и вытеснению образов конкурентов. Для одних Coca-Cola – это про Рождество, атмосферу семейного празднования и фильма «Один дома». Для других, это напиток для просмотра футбольного матча в компании друзей.
Ремаркетинг ー когда спрос постепенно падает, и его необходимо стимулировать, чтобы продукт не исчез с рынка. В данном случае цель маркетинга ー выявить причины снижения спроса и разработать стратегию, которая будет его восстанавливать.

На самом деле, причин падения спроса множество, точно так же как и стратегий по его восстановлению. Например, сезонный спад продаж, уменьшение спроса ввиду повышения цен, снижение интереса к товару или бренду и другие факторы.

Одним из вариантов ремаркетинга может быть сужение ассортимента, чтобы более точно попасть в запросы вашей ЦА, и тем самым расширить её. Например, у вас магазин спортивных товаров, но маркетологи заметили снижение спроса, провели аналитическую работу и разработали стратегию ухода в нишевость, то есть временно приостановить продажу товаров, на которые в целом высокий спрос по рынку, и сузить специализацию, продавать товары только для йоги и пилатеса. Тем самым мы: отстроились от конкурентов и начали более глубоко изучать новую ЦА, её запросы, потребности и боли.
Демаркетинг ー когда спрос слишком высокий, компания не может его удовлетворить и его необходимо снизить.

В этом случае основные инструменты маркетологов: увеличение цен и снижение усилий по стимулировании сбыта, сужение целевой аудитории, ликвидация акций и скидок, выпуск лимитированных коллекций.

Например, аудитория барбершопов сужена до исключительно мужской, и этот концепт прослеживается как в рекламных креативах, так и в слоганах парикмахерских исключительно для мужчин.
Ещё один пример – люксовые бренды, выпускающие лимитированные коллекции. Бренд Louis Vuitton знаменит тем, что никогда искусственно не наращивал спрос, а наоборот, всегда заявляет об эксклюзивности своей продукции. Также бренд не сотрудничает с другими компаниями, дистрибьюторами, их продукцию можно приобрести исключительно в магазинах бренда и только по установленной изначально цене.
Правильно построенная маркетинговая стратегия и постановка целей работает на главную задачу бизнеса — получение прибыли.
Чем точнее проработана стратегия, тем больше прибыли сможет генерировать бизнес.

Если вам интересна тема маркетинговых инструментов, предлагаем ознакомиться со статьёй «Тенденции 2023 года, которые помогут усилить маркетинг» в нашем блоге.