Брусничный блог / Читать

«Черная пятница» 2022 –
скромные итоги

01.12.2022
Текущий год ознаменовался волной значимых для нашей страны событий, которые оставили отпечаток на потребителях. Вкусовые предпочтения, бюджет и планирование покупок – все претерпело изменения. Сегодня поговорим о том, как прошла «черная пятница» в этом году, и почему именно так, а не по-другому.
Начнем с причины, которая зрела довольно давно – люди устали от фейковых скидок. Когда потребитель видит, что неделю назад товар стоил 150 рублей, сегодня он стоит 200, но рядом зачеркнуто 400, то он уверен – его хотят развести. Особенно ярко это отслеживается на дорогих вещах, покупки которых зачастую люди планируют заранее и присматриваются к ценам. Достаточно всего один раз поймать продавца на таких «скидках», чтобы сделать вывод – в период всеобщих распродаж товар брать не стоит, лучше подождать, когда цены упадут до «адекватных» значений.

Вторая причина – сложности стратегического планирования. Когда горизонт комфортного построения планов сужается до одного-двух дней, то думать «в долгую» становится слишком сложно и тревожно. Так в потребителях включается режим ресурсосбережения, и все непродовольственные и несрочные покупки откладываются «до лучших времен».

Третья причина – снижение реальных располагаемых доходов населения. Если сравнивать с прошлым периодом, то за первые три недели ноября продовольственные расходы россиян в номинальном выражении выросли на 12,7%, при росте средней зарплаты на 4%. Если говорить проще – россияне стали больше тратить на еду, а рост их доходов не поспевает за ценами на продовольствие. В таких условиях спрос смещается в сторону продуктов питания и мелких и относительно дешевых непродовольственных товаров.

Заключительная причина, которая в некотором смысле исходит из двух предыдущих – рост интереса к рынку бывших в употреблении товаров. В апреле 2022 года мы наблюдали плюс 293% по сравнению с апрелем 2021 года. Большая часть экспертов предполагает, что всему виной снижение доходов и рост цен, что развивает так называемый сектор C2C (consumer to consumer). Бесспорно, тенденция печальная для продавцов и для экономики в целом, но с точки зрения экологии повторное использование товаров помогает снизить количество отходов и развить у людей осознанное потребление.

Что же делать продавцам, которые рассчитывали на ноябрьские акционные продажи? Во-первых, пересмотреть политику формирования скидок. Если снижение цены – рекламный ход, то от него лучше отказаться вовсе. Да, вы будете «не в тренде», но не потеряете доверие и лояльность клиентов. Во-вторых, проанализировать структуру ассортимента и его цены. Если у вас преобладают непродовольственные товары высокого ценового сегмента, то с большой долей вероятности люди просто осознают, что любимый бренд им сейчас не по карману, и вам нужно подумать, как сохранить лояльного потребителя и выйти из ситуации с выгодой для обоих. В-третьих, не забрасывайте рекламу. Сложности приходят и уходят, а узнаваемость остается, а зачастую именно она держит старых и приводит новых клиентов.

А как прошла ваша «черная пятница»?