Брусничный блог / Читать
8 методов сторителлинга для привлекательной презентации
11.04.2022
Хороший спикер вовлекает свою аудиторию в «путешествие», которые оставляет после себя чувство вдохновения и мотивации. Но структурировать речь так, чтобы донести свои идеи и удержать вовлеченность аудитории до конца — сложно. Используйте эти 8 методов повествования (сторителлинга) для создания классной презентации.
Вы делаете презентацию, определяете и структурируете информацию, которую хотите донести. И думаете, что на этом работа закончена?
Для хорошего выступления этого будет недостаточно! В чем же может заключаться успех? Людям нравятся истории. Они любят героев, путешествия, неожиданности, преодоление героями препятствий и счастливые финалы. Создайте презентацию, которая захватит сердца и умы вашей аудитории, используя один из представленных классических методов. Начните с истории!

Метод №1. Мономиф
Мономиф (также называемые путешествия героя) — структура повествования, которая встречается во многих народных сказках, мифах и религиозных писаниях со всего мира. В мономифе герой призван покинуть родной дом и отправиться в опасное путешествие.
Он перемещается из знакомого ему места в полную неизвестность.
Преодолев великое испытание, он возвращается домой с приобретенной наградой или мудростью — чем-то, что может помочь обществу. Во многих современных историях используется этот метод, от «Короля Льва» до «Звёздных Войн».

Использование мономифа в презентации может помочь объяснить, что привело вас к мудрости или успеху, а также сделает ваш рассказ более живым.

Мономиф хорош для:
  • Вовлечение аудитории в путешествие вместе с рассказчиком;
  • Демонстрация преимуществ рискованных решений;
  • Демонстрация того, как вы узнали какую-то мудрость.

Что почитать на тему? Книгу «Путешествие героя», автор Джозеф Кэмпбелл.

Где посмотреть пример? В ролике по ссылке японец Блэк, чемпион мира по йо-йо, рассказывает вдохновляющую историю о поиске своей страсти и трудном пути, который он прошел прежде, чем стать чемпионом мира. Он делится своими приобретенными навыками, погружая аудиторию в путешествие вместе с ним.

Посмотреть видео с русскими субтитрами: youtu.be/gnuFrtTNUTc.

Метод №2. Гора
Структура сторителлинга «гора» служит для отображения напряженности и драмы в истории. Она похожа на мономиф, потому что помогает нам построить историю из определенных событий.
Разница лишь в том, что финал будет не обязательно счастливым. Первая часть истории служит завязкой, затем следует основное повествование, состоящее из нескольких событий и кульминации, которая завершает историю.

Это всё немного напоминает сериал — каждая серия имеет свои взлёты и падения, ведущие к большому финалу в конце сезона.

«Гора» хороша для:
  • Демонстрации преодоления ряда проблем;
  • Того, чтобы создать медленно растущее напряжение;
  • Акцента на запоминающемся финале.

Пример: Эйми Маллинс использует такой метод повествования, чтобы рассказать личную историю — начиная с рождения без малоберцовой кости в нижней части ноги и до того, как стала известной спортсменкой, актрисой и моделью.

Посмотреть видео с русскими субтитрами: youtu.be/dTwXeZ4GkzI.

Метод №3. Вложенные циклы
«Вложенные циклы«» — это техника сторителлинга, при котором три события и более накладываются друг на друга.
Вы размещаете свою главную историю, ядро вашего сообщения, в центре, и используете дополнительные истории для раскрытия главной темы вашего сообщения, для лучшего понимания аудитории. Первой историей вы начинаете рассказ, затем переходите ко второй и т.д.

Вложенные циклы похожи на рассказ вашего друга о каком-то мудром человеке, которого он повстречал в своей жизни, и он научил его чему-то важному. Первый цикл — история вашего друга, второй — рассказ мудрого человека, в центре — важный урок.

Вложенные циклы хороши для:
  • Объяснения того, как вы вдохновились чем-то или пришли к какому-либо выводу;
  • Задействования аналогий, для лучшего понимания;
  • Демонстрации того, как мудрость была передана вам.

Что почитать на тему?:
Книгу "Как великие лидеры вдохновляют действовать", автор Саймон Синек. Саймон рассказывает о том, как великие организации ставят в центр причину своих действий и только потом «что» и «как». Вложенные циклы — идеально подходят для того, чтобы донести подобное сообщение до аудитории.

Что посмотреть? Ролик, в котором Чимаманда Нгози Адичи использует рассказ об опыте в университете и о том, как Африка воспринимается в западном мире, чтобы лучше донести свои мысли до аудитории.

Посмотреть видео с русскими субтитрами: youtu.be/D9Ihs241zeg.

Метод №4. Спарклайны
Спарклайны — это способ отображения структуры презентации. Графический дизайнер Нэнси Дуарте использует спарклайны для графического анализа известных выступлений в своей книге Resonate. Она утверждает, что успешные выступления обусловлены тем, что в них присутствует противопоставление обычного мира и идеального. В них есть сравнение того, что есть, с тем, что могло бы быть.
Готовя свое выступление по этой методике, презентующий обращает внимание аудитории на проблемы, которые есть в нашем обществе, личной жизни, бизнесе. Выступающий также и поддерживает стремление к переменам.

Это очень эмоциональная техника, которая вдохновит аудиторию поддержать вас.

Спарклайны хороши для:
  • Вдохновения аудиторию к действию;
  • Создания настроения надежды и радости;
  • Приобщения последователей.

Речь Мартина Лютера Кинга известна во всем мире, потому что она противопоставляет расистское, нетерпимое общество идеальному, в котором все равны.

Посмотреть видео с русскими субтитрами: youtu.be/3vDWWy4CMhE.

Метод №5. В средствах массовой информации (с англ.), В середине дела (с лат.)
In media res сторителлинг — это метод, когда вы начинаете повествование в разгар действий, прежде чем объяснить, как вы туда попали.

Бросая свою аудиторию в самый центр захватывающих событий, вы вызываете интерес в свой рассказ и сохраняете вовлеченность до конца истории, так как всем будет интересно, что же случилось.
Но будьте осторожны, не выдавайте сразу много информации. Попробуйте намекнуть на что-то странное или необычное — что получит объяснение в дальнейшем рассказе. Дайте вашей аудитории достаточно информации, чтобы сохранить вовлеченность на протяжении всего вашего выступления.

Это работает только на непродолжительных (коротких) презентациях. Если выступление затянуть, то аудитория потеряет интерес и разочаруется.

In media res хорош для:
  • Захвата аудитории с самого начала;
  • Удержания аудитории, жаждущей кульминации;
  • Концентрации внимания на ключевом моменте.

Пример: Зак Ибрагим начинает свой рассказ с того, как его отец помог спланировать взрыв Всемирного торгового центра в 1993 году. Внимание аудитории захвачено с самого начала, и на протяжении всего выступления интерес сохраняется, когда Зак рассказывает о своем детстве и жизни после осуждения его отца.

Посмотреть видео с русскими субтитрами: youtu.be/lyR-K2CZIHQ.

Метод №6. Сближение идей
Сближение идей — это техника, в которой показывается как различные точки зрения объединились, чтобы сформировать один продукт или идею.
С помощью этой техники можно показать зарождение идеи. Или объяснить как одна идея стала кульминацией объединения мыслей нескольких умов, которые работали в одном направлении. Сближение идей в чем-то похоже на вложение циклов, но вместо объединения одной истории с несколькими дополнительными, тут несколько одинаково важных историй приходят к одному мнению.

Эта техника может использоваться, чтобы рассказать о примерах великих миров партнерств, например, веб-разработчиков Ларри Пейджа и Сергея Брина. Ларри и Сергей познакомились на аспирантуре Стэндфорда в 1995, но сперва они друг другу не понравились. У них у обоих были идеи, но работать вместе было нелегко. В конце концов, они стали сотрудничать и плодом их труда стал сервис Google.

Сближение идей хорошо для:
  • Демонстрации, как великие умы объединились вместе;
  • Демонстрации исторических событий в жизни общества;
  • Показа симбиотических отношений.

Где еще это было?
Стивен Джонсон рассказывает, как сотрудничество породило некоторые из лучших идей современности.

Джон Боханнон организовал конкурс «Станцуй свою диссертацию», где (устно и через танец) собрались ученые и танцоры вместе, чтобы сформировать захватывающую, динамичную альтернативу скучным презентациям.

Посмотреть видео с русскими субтитрами: youtu.be/UlDWRZ7IYqw.

Метод №7. Ложный старт
«Ложный старт» — техника, при которой история начинается вполне предсказуемо, но, совершенно неожиданно для аудитории, сюжет нарушается и развивается совершенно по другому сценарию. Вы держите аудиторию в расслабленном состоянии, но затем сюжет резко меняется, шокирует и переворачивается с ног на голову.

Такой формат отлично подходит для истории, когда на вашем пути к цели возникло препятствие, вы вынуждены вернуться назад и переоценить ситуацию. Это отлично подходит для рассказа об опыте, полученном благодаря сложившейся ситуации. Или об инновационном способе решения проблемы, к которому вы пришли.

Но самое примечательное, эта техника нарушает ожидания аудитории, и тем самым слушатели более внимательны к вашему рассказу.

Ложный старт хорош для:
  • Разрушения ожиданий аудитории;
  • Демонстрация преимуществ гибкого подхода;
  • Поддержания вовлеченности аудитории.

Джоан Роулинг начинает свою речь в Гарварде абсолютно типичным образом. Она говорит о своей жизни в годы университета и об ожиданиях ее родителей. Публика ждет рассказа о растущем успехе и писательской карьере — вместо этого она фокусируется на времени, когда ей было двадцать лет и как она чувствовала, что потерпела «неудачу» в жизни. Дальнейшая ее речь вдохновляет.

Посмотреть видео с русскими субтитрами: youtu.be/wHGqp8lz36c.

Метод №8. Структура лепесток
Структура лепесток — это способ организации нескольких историй вокруг одной центральной концепции. Это применимо, если у вас есть несколько несвязанных между собой историй или вещей, которые вы хотите раскрыть, и все они связаны одним сообщением.

Вы рассказываете свои истории одну за другой, прежде чем вернетесь к центральному сообщению. Лепестки могут перекрываться, конец одной истории начинать следующую, но каждая должна быть полноценной по своему содержанию.

При этом вы можете строить огромную цепь доказательств своей центральной теории. Или создать эмоциональные впечатления вокруг вашей идеи.

Показывая аудитории как все эти истории связаны между собой, вы оставляете им чувство истинной важности вашего сообщения.

Структура лепесток хороша для:
  • Демонстрации того, как связаны между собой нити сюжета или процесса;
  • Наглядного доказательства того, как несколько сюжетов связаны одной идеей;
  • Задачи выступления, где важно нескольким спикерам высказаться по одной теме.

См.также: Руководство Университета Карнеги-Меллон по построению историй.

И снова Саймон Синек! Его теория идеально подходит для вложенных циклов, но он сам выбрал структуру лепесток. Он рассказывает аудитории серию историй, чтобы проиллюстрировать свои идеи, каждая история усиливает его дальнейший рассказ.

Посмотреть видео с русскими субтитрами: youtu.be/qp0HIF3SfI4.

Начни с истории

Итак. у вас есть 8 классических техник сторителлинга, которые украсят вашу речь и действительно привлекут аудиторию.

Конечно, есть множество других техник, которые вы можете использовать. Я надеюсь, что эта статья показала насколько сильным средством являются истории. Они — язык общения с вашей аудиторией.

Ваш рассказ, каким бы сухим он не был, может быть оживлен и стать увлекательным, если вы сделаете основой рассказа настоящую историю.

Источник
Автор перевода: Екатерина Никитенко, стажёрка агентства «Брусника».
Ред. перевода - Теххи Полонская