Можно ли создавать личный бренд без личного бренда?
12.12.2025 ~7 минут
Можно ли создавать личный бренд без личного бренда? Давайте разберемся! Легко говорить про личный бренд экстравертам, любителям текстов, блогов и публичности, но даже они, порой выгорают. Как же быть тем, кто хочет делать свой бизнес, оставаясь в тени? Не становиться фабрикой контента, не светиться лицом, а просто делать продукт? Есть ли шанс пробиться к своей аудитории через гул информационного шума? Об этом мы поговорили с Алиной Лещ, соосновательницей школы финского языка Marjala.
Наше знакомство с Алиной состоялось более 8 лет назад, когда в агентстве «Брусника» были очные курсы по SMM, и с тех пор мы на связи, мелькаем дружескими огонечками и комментариями в жизни друг друга. В одном из постов мы поднимали тему выгорания от постоянной вовлеченности в социальные сети и о том, что в личном бренде бережность к себе идет впереди количества роликов и постов. Алина поделилась своими мыслями, мы поняли, что надо рассказать про них и вам, и так родилось наше интервью.
— Алина, расскажи, пожалуйста, с чего вообще началась ваша бизнес-история и ваш путь продвижения в социальных сетях? — Мы создали онлайн-школу финского в 2015 году. Тогда только начинали говорить про личный бренд. Казалось, что эта тема актуальна скорее для известных и масштабных людей. Мало кто из преподавателей этим занимался. Мы сами долго работали как частные преподаватели, а основным источником учеников было сарафанное радио.
Но уже тогда понятие SMM было на слуху, все говорили про важность освоения соцсетей, и мы начали вести соцсети школы: публиковали полезные посты (грамматические разборы, подборки слов), шутки. Тогда же у меня появилась идея создать персонажа, с которым можно было бы ассоциировать бренд. Он хорошо дополнил контент: стало понятно, чей пост человек видит в ленте. Благодаря репостам о нас начали узнавать те, кому был актуален финский язык. Во «ВКонтакте» всё шло удачно.
— А другие соцсети? — Какое-то время мы прекрасно жили без них, но потом мир помешался на Instagram*. И вот это было тяжело. Мне не нравилась сама соцсеть, её формат, алгоритмы. Но я понимала, что это нужно для развития и продаж. Мы создали аккаунт, стали адаптировать контент, и именно тогда впервые встал вопрос личного бренда.
— Расскажешь, почему? — Визуальные соцсети требуют показывать себя и частично свою жизнь. Например, формат сторис (историй) практически обязывает это делать, потому что людям это интересно. В какой-то момент нормальные охваты собирали только посты и истории не просто с фото, а с «говорящей головой». И мы с коллегой столкнулись с сильным сопротивлением. Нам не хотелось показывать лицо и говорить о личном. Поначалу я втягивалась: мы делали посты с нами, видео. С появлением формата рилс стали записывать и их. Но это очень выматывало. Я вела аккаунт из чувства долга: работа не всегда про удовольствие. Примерно то же самое мы пытались делать на YouTube и даже вышли в TikTok. Там, кстати, всё пошло легче — мы сразу наняли нашу ученицу, она знала форматы и тренды и быстро собрала нам аудиторию. Это было облегчением.
Но была обратная сторона: она появлялась в видео, и люди путались, кто здесь преподаватели и собственники. Пришлось записывать видео самим и объяснять.
— Расскажи, были ли результаты? — Да, конечно. Тогда совпали два фактора: активные, интересные соцсети и высокий спрос. Все вложенные ресурсы возвращались. Ведёшь соцсети — получаешь поток клиентов. По нашей теме спрос тогда был большим: люди ехали учиться или работать в Финляндию, часто туда путешествовали. Соцсети буквально становились «сетями»: закидываешь контент — ловишь учеников.
Но вместе с продажами пришла и усталость. Нужно было показывать себя, «строить личный бренд», а хотелось спрятаться и делегировать. Мы пытались понять, как нам быть. Мы бы с радостью развивали персонажей и в других соцсетях, но работа с видеопродакшеном тогда была неподъёмной: один небольшой мультик стоил больше ста тысяч рублей. Есть ли смысл предложить умножить хотя бы на 2 ролика в неделю, и на 4-5 недель в месяце? Конечно, это было нереально. Это сейчас ИИ позволяет многое, а тогда у небольшой языковой школы не было шансов делать регулярный визуальный контент с героями. Большинство соцсетей без видео вести было бессмысленно. А потом и вовсе начался период, который я называю «ледниковым». После ковида всё стало меняться, а в 2022 году поток учеников резко сократился. Мы забросили Instagram*, YouTube, TikTok. Немного вели «ВКонтакте» и Telegram-канал, но было ясно, что прежнего эффекта уже не будет. Instagram* стало вести и сложно, и неприятно: охваты падали, приложение плохо работало.
— А как у вас дела сейчас? Знаю, что ты активно изучаешь нейросети — с интересом читаю твой канал. Жива ли школа? — Да, школа работает. Прошло три года. И в этом году мы нащупали новую идею: создать проект экосистемы умного образования и выйти за рамки финского. У нас уже есть бренд и аудитории, и мы решили постепенно вернуть ведение соцсетей. Вдохновение нашлось через персонажей.
Недавно всё сложилось в целостную концепцию: наш бренд связан с тремя героями, которые появлялись в публикациях все эти годы. И сбылась мечта, которая раньше казалась нереальной: эпоха ИИ дала возможность быстро создавать любые видео с персонажами, оживлять их, добавлять голос и даже «умение» петь. Что особенно приятно — для маркетинговых задач многое можно делать бесплатно, своими силами, если бизнес небольшой. Сейчас — золотое время для создателей персонажей.
— То есть вы снова выводите на первый план своих маскотов? — Да. Можно сказать, что и у наших героев есть свой личный бренд. Мы будем делать ставку на них. Идея продвижения бренда через персонажей не нова — все знают того же «Мишлена» или кролика «Несквик», например.
— Почему выбор пал именно на брендированных героев, а не на цифровые аватары? С ними вы могли бы снова делегировать часть рутины, не тратить ресурс на съёмки, передавать тексты ассистентам. — Даже в этом формате «говорящие головы» — не то, что нам близко. Но главное — бренд, основанный на персонаже, стремится к долгой жизни. Люди умирают. Создатель или амбассадор может «торговать лицом» только пока жив. Персонаж же может жить вечно.
Я хочу, чтобы мой Йокки — монохромное существо в горошек — обрёл свой виртуальный мир и физическое воплощение, например в виде мягких игрушек. Недавно я обнаружила в нём новый символизм: он объединяет чёрное и белое, свет и тень, он пятнистый, а значит отражает многообразие и принятие. Возможно, идея создать что-то, что переживёт меня, дала мне самое сильное вдохновение и смысл.
На примере Алины мы видим, что успешный бизнес без постоянного проявлениях создателей тоже возможен, даже в эпоху социальных сетей, но тем не менее, выделяться, показывать ценности, транслировать эмоции - важно.
И работа через героя - это отличный путь для тех, кому некомфортно строить личный бренд через постоянную публичность, кому не хочется показывать жизнь, записывать видео. И вот варианты: маскоты, или они же брендированные персонажи становятся рабочим инструментом. Почему еще это может быть плюсом? Во многих нишах экспертов становится всё больше, и отличаться становится сложнее. Герои дают ту самую точку узнавания, которую невозможно повторить. Они помогают удерживать внимание, связывают аудиторию с продуктом и позволяют строить коммуникации без обязательств «выходить в эфир». Для тех, кто не стремится к публичности, но хочет развивать проект, это может стать честным и устойчивым решением. Бренд говорит, растёт и работает, а человеку остаётся пространство, где он ведёт бизнес в комфортном режиме — без давления на личную жизнь и собственные границы.
🔥Посмотреть еще один классный кейс про то, как герои стали основой коммуникаций для бренда можно здесь.
А если у вас стоит задача разработки концепции личного бренда или брендированных героев – с радостью приглашаем вас на бесплатную консультацию. Записаться можно по форме ниже.
Запись на бесплатную консультацию!
Звоните: +7 812 309 42 78; +7 962 69 404 31
Пишите: hello@brusnyka.ru
Время работы: 10:00 — 18:00
*С марта 2022 соцсеть Instagram запрещена в РФ. Она принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской.