Брусничный блог / Читать

Cтратегии продвижения бренда: сотрудничество с современным искусством

07.08.2025
~ 4 минуты
Искусство и бизнес в России только начинают находить пути друг к другу. Арт-рынок в стране активно развивается, и художники стремятся не только заявить о себе на выставках, но и исследовать новые пути развития. Бизнес в то же время также заходит на территорию искусства — бренды одежды, банки, представители сферы гостеприимства рассматривают коллаборации как инструмент работы с аудиторией. В этой статье рассмотрим примеры такого взаимодействия и поговорим о возможных сложностях взаимоотношений брендов и художественной индустрии.

Бизнес не всегда готов работать с художниками. Бюджетные издержки, которые могут не окупиться, трудности с корректной передачей ценностей бренда (особенно, если они еще не сформированы), да и просто стремление отстраниться от противоречивого современного искусства тормозят процессы сотрудничества полезных и важных друг для друга индустрий. Кроме того, такие коллаборации в нашей стране происходят на фоне стереотипа, что искусство требует затрат, но не приносит реальной ценности или прибыли.
Если бренд все же решает создать коллаборацию, то встает задача выбора художника и организации креативного партнерства, работающего на результат. Некоторые компании основывают выбор на частоте упоминаний в СМИ и обращают внимание на популярность соцсетей творца, другие исходят из того, близка ли бренду стилистика художника. Так или иначе, решение зависит от цели, которую ставит бизнес.

Так, бренд одежды Befree, по словам PR-руководителя, начал работу с художниками для достижения цели по приросту лояльной аудитории и увеличению продаж. Befree обратил внимание на комьюнити творческих людей, справедливо полагая, что обретение популярности в профессиональном сообществе заинтересует тех, кто за этим сообществом стоит. Бренд отбирал художников, неизвестных на массовом рынке, «нишевые» имена. С этим помогала насмотренность и обращение к рейтингам, таким как The Blueprint100, топ-50 «Собаки» или топ-50 «Артгида».
Коллаборация Befree с художником Турбеном. Источник: Деловая косметичка. Дзен.
Еще один пример — Цех 85. Изначально бренд разработал проект по сотрудничеству с благотворительными организациями «Во благо». В процессе этой работы команда познакомилась с объединением «Новые городские художники» которое курирует художников с ментальными особенностями, и знакомство привело к идее коллаборации. В результате художница под псевдонимом Zoika изготовила для Цеха 8 картин, которые использовали при создании дизайна для стаканов, оклейки окон и сувенирной продукции. После запуска проекта в 2021 году товарооборот вырос на 26% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года (статистика за 2020 не учитывалась из-за пандемии).
Коллаборация «Цех 85» и художницы Zoika. Источник: letomall.ru
Сотрудничество с деятелями искусства — распространенная мировая практика. Существует масса примеров оригинальных кейсов работы брендов с живописцами, скульпторами, уличными художниками. Так, бренд Swatch десятилетиями создает лимитированные коллекции часов, которые оформляют популярные герои художественной сцены. Еще в 1991 году вышла коллекция, в создании которой участвовал австрийский художник Альфред Хофкунст. Часы, которые фактурой и цветом напоминали свежие овощи, выставлялись на продажу на продуктовых рынках Швейцарии, Австрии и Италии рядом с овощами и фруктами и мгновенно стали медийной сенсацией.
Коллаборация Swatch с австрийским художник Альфредом Хофкунстом. Источник: Swatch.ru
В 2019 Swatch пошли дальше и запустили лимитированную коллекцию, в создании которой участвовала… свинья. Пигкассо (Pigcasso) родилась в ЮАР и научилась рисовать кистью на холстах. Творчеством Пигкассо заработала миллионы долларов, и поучаствовала в коллаборации с известным брендом. Swatch отмечает, что таким образом компания решила расширить границы креативности и позитивной провокации.
Свинья Pigcasso за работой. Источник: daily.afisha.ru
Сотрудничество с арт-миром работает в разных форматах: бренды работают как с отдельными художниками, так и с галереями. Например, загородный отель WeLodge три года взаимодействует с петербургскими художественными пространствами. Выставки произведений под открытым небом для отеля организовывали галерея DiDi и Marina Gisich Gallery. На площадке гостям WeLodge показывали скульптуры и инсталляции, для удобства сотрудники выдавали желающим карту местности, где было отмечены точки расположения экспонатов. Также галерея DiDi организовывала дополнительную программу —  лекции и бранчи для тех, кто хотел продолжить знакомство с арт-миром  в непринужденной обстановке. 
Экспонат ART SAFARI в загородном отеле WeLodge. Источник: didigallery.com
Московская клиника «Стоматология взаимоотношений доктора Блюмкина» с 2023 года проводит выставки современного искусства, в которых участвуют как отдельные художники, так и галереи. Сам Игорь Блюмкин отмечает, что для него арт-коллаборация стала способом выразить отношение к миру. Помимо этого, проект продемонстрировал пациентам ценности компании, а также подчеркнул миссию клиники, которая стремится снизить психологическую нагрузку стоматологического лечения. Блюмкин отмечает, что выбор художников изначально был сопряжен с риском, поскольку идеологи нестандартного шага не могли предсказать конкретную реакцию посетителей. Однако риск оправдал себя и расширил границы восприятия компании в глазах реальных и потенциальных клиентов.
Коллаборация «Стоматологии взаимоотношений доктора Блюмкина» с современными художниками. Источник: licensingrussia.ru
Бизнес, тем не менее, может столкнуться с трудностями в процессе работы с художниками. Отдельные проблемы связаны с производством —  к примеру, фабрика по пошиву одежды может быть не готова работать с предложенным дизайном из-за трудностей изготовления. Кроме того, сотрудники компании могут некорректно доносить до клиентов концепцию, которую разработал художник. Такую ситуацию выправляют информативные тренинги, которые руководство организовывает внутри коллектива.

В том случае, если кейс включает в себя доставку и установку экспонатов, работу с полиграфией, проблемы может создать логистика и монтаж или демонтаж объектов. Кроме дополнительных бюджетных расходов, организаторы должны координировать все процессы, а значит выделить на это дополнительное время и силы. И наконец, отметим, что даже верно поставленные цели и насмотренность не гарантируют, что эстетические взгляды идеологов коллаборации и клиентов бизнеса будут совпадать.

Совместное сотрудничество открывает перед брендами перспективы для взаимодействия с потенциальными клиентами для расширения аудитории и повышения вовлеченности. Такой подход решает задачи по формированию общественного мнения и демонстрирует приверженность бренда принципам социальной ответственности.

В поисках новых путей самовыражения представители бизнеса всё чаще привлекают деятелей искусства. Это помогает наладить более тесный эмоциональный контакт с потребителями и сформировать позитивные ассоциации. Подобная стратегия становится особенно действенной в условиях современной экономики, где ключевую роль играют впечатления, а потребители предъявляют всё более высокие требования к брендам.

Подписывайтесь на нашу группу ВК, чтобы ничего не упустить в маркетинге и трендах.

А если вы хотите больше узнать про искусство продвижения в соцсетях — заполните анкету и мы запишем вас на бесплатную консультацию.