Брусничный блог / Читать

Как «Сберегательные кассы» превратились в «Сбер»

01.03.2024
~ 7 минут
По данным международной консалтинговой компании Brand Finance, в 2022 году «Сбер» был признан самым сильным брендом в Европе. Действительно, за 183 года существования банк прошёл огромный путь от «Сберегательных касс» до «Сбера» — экосистемы полезных сервисов с рекламными кампаниями мирового масштаба.

Мы провели небольшое исследование и проанализировали, как менялся бренд коммерческого банка Nо1 в России и его рекламные кампании.

Немного истории
В 1841 году император Николай I учредил сберегательные кассы, тогда слово «банк» ещё не вошло в обиход в Российской Империи. В те времена правительство активно распространяло мысль о надёжности хранения сбережений в банке. Преимущества сберегательных касс были отражены в рекламных материалах того времени.

Первая рекламная брошюра называлась – «Разговор о сберегательной кассе Алексея Никифоровича с Егором Прохоровичем». Главная идея разговора заключалась в том, что, если у человека есть монета, её надо положить в сберкассу. Ведь в жизни оно как бывает, положишь — приумножишь, а не положишь, велик шанс, что пропьёшь.

Первые реальные рекламные плакаты стали активно распространяться в годы Первой мировой войны. К тому времени уже самих «Сберкасс» стало в разы больше, и спектр предоставляемых услуг расширился. В эти годы особую популярность приобрели займы на покрытие военных расходов. Плакаты были яркие, с броским призывом к действию.
После революционных волнений, организация возвращается к работе под новым знаком «ГТСК», что расшифровывается как «Государственные трудовые сберегательные кассы». Советские «Сберкассы», в отличие от дореволюционных, должны были не столько обеспечивать надежное хранение и прирост денег вкладчиков, сколько аккумулировать свободные средства населения с целью использования их для индустриального строительства. Эту мысль доносили и рекламные креативы того времени.
Лейтмотивом через все рекламные плакаты сберкасс проходила тема борьбы с пьянством.
Анализируя способы продвижения бренда сберегательных касс, можно отметить, что плакат (наружная реклама) был любимым способом распространения социальной рекламы. Но одним форматом не ограничивались и искали альтернативные варианты. Так, в 1930-е годы появляется новая серия рекламы, теперь на почтовых карточках. Идея оказалась эффективной, поскольку почтовые карточки в то время тысячами отправлялись в разные города СССР. Карточки призывали открывать сберкнижки.
Бренд «Сберкасс» в период Великой Отечественной войны
Несмотря на политические события и их последствия, будущий «Сбербанк» продолжал развиваться, увеличивать клиентскую базу, расширять перечень услуг. Все рекламные кампании строились на агитации помогать армии, брать займы на победу. Для привлечения дополнительных средств банк создавал лотереи для населения.
После окончания войны население привыкает жить по-другому, и появляются новые рекламные плакаты. Их герой теперь не представитель рабочего класса, а солдат-победитель, который советует старшему поколению идти в ногу со временем, не хранить деньги «под матрасом», а вкладывать их в банк.
Освоение целины новых форматов контента
После войны мир становился совершенно другим, вместе с ним менялись и люди. Они изобретали и осваивали новые технологии, рассматривали новые форматы распространения информации, например реклама на телевидении. «Сберкассы», как и всегда, были в тренде и достаточно быстро освоили такой формат:
Почти без озвучки, почти короткометражка по современным меркам (длина ролика — 5 минут). Рекламировали бренд работодателя. Скорее всего, после просмотра такого ролика, заявок о приёме на работу было действительно много, ведь красотки с причёсками и макияжем с экрана обещают, что «если вы решите работать в сберегательной кассе, то у вас не будет многих проблем».

От кассы к банку
В 1987 году Государственные трудовые сберегательные кассы были преобразованы в «Сбербанк СССР» — государственный специализированный банк для населения и юрлиц. Также с этого момента начинается и международная деятельность «Сбербанка». В 1989-м году «Сбербанк» занял второе место во Всемирном институте сбербанков и открыл первые банкоматы в результате пилот-проекта «Сбербанка СССР», предполагавшего эмиссию кредитных карточек между-народной платежной системы Visa International.

В 1991 году меняется логотип «Сбербанка», появляется цвет.
Сбербанк начала 2000-х
В начале нулевых происходит первый крупный ребрендинг «Сбербанка». Бренд становится синим и переименовывается в «Белпромстройбанк». Разработка такого фирменного стиля и логотипа позволяет выделиться среди конкурентов.

Креативы того времени:
Рекламные баннеры 2009 года выглядят уже более аккуратно, они не перегружены текстом, визуальными элементами. На объявлениях появляются фотографии реальных людей, прослеживается баланс цветовых сочетаний и воздух, текстовая часть более структурирована, хотя кое-где текста еще многовато.
2011 год становится ключевым в формировании фирменного стиля Сбербанка. Банк меняет свое официальное название на ОАО «БПС-Сбербанк», и запускает самый масштабный ребрендинг. За основу фирменного стиля был взят стиль «Сбербанка России», синий меняется на зелёный, логотип упрощается.

На рекламе и в айдентике теперь присутствует зелёная плашка, элемент узнаваемости бренда. В макетах появляются акценты, иллюстрации минималистичны, предпочтение отдается фотографиям с изображением человека, креативы носят информативный характер.
Рекламные баннеры 2018-2020 годов более современные, упрощённые:
В 2021 году «БПС-Сбербанк» становится высокотехнологичным, инновационным «Сбер Банком» с новым современным, динамичным дизайном.

Новый логотип банка — трёхцветный градиент, отражает концепцию «больше чем банк». Зелёную плашку «БПС-Сбербанка» заменил яркий локатор, а его градиентный переход передаёт идею разнообразия экосистем. Цветовая палитра становится более разнообразной и отвечает требованиям удобства и простоты использования.
Сегодня платформа Сбера включает в себя различные банковские услуги, B2B-сервисы, фудтех, здоровье, электронную коммерцию и многое другое, и активно продвигает все свои сервисы с помощью всех рекламных площадок и разнообразных форматов контента.

Современный «Сбер» — творчество и креатив, коллаборации со звёздами, яркие видеорекламы и запоминающиеся треки.
Мир стремительно меняется, и темп этих изменений увеличивается с каждым годом. Бренд «Сбер» не только реагирует на эти изменения, но в некоторых случаях опережает их. Будет интересно оценить рекламные креативы банка через 10, 20 или даже 30 лет. Какой будет реклама в 2054 году? Этот вопрос вызывает интерес и заставляет задуматься, какие инновации и технологии будут использованы для привлечения внимания клиентов в далеком будущем.