Брусничный блог / Читать

Интервью о социальных сетях
с Теххи Полонской

17.09.2019
В наше время уже совершенно невозможно представить мир без социальных сетей. Там есть и школьники младших классов, и поколение 70+. Только у считанных единиц нет аккаунтов хотя бы в одной из них. Сегодня мы решили поговорить с экспертом по SMM, Теххи Полонской, владелице маркетингового агентства «Брусника». Теххи попала в эту отрасль практически с самого начала. Еще в 2010 году она увлеклась изучением этого направления маркетинга, а с 2011 начала вести проекты клиентов.
– Теххи, подскажите пожалуйста, какие есть самые острые тенденции в социальных сетях сейчас? На что важно обращать внимание?
Очень долгое время, говоря о тенденциях соцсетей, мы уделяли внимание именно развитию маркетинга в них. Важно было, как там присутствовать компаниям, какие интересные рекламные инструменты есть. Но сейчас, мне кажется, пришло время обратить внимание на то, что касается персональных страниц людей. Это и огромный потенциал, и огромная слабость нашего социума.

– Что вы имеете в виду?
Когда-то эта история начиналась, как персональное общение онлайн в узком круге друзей. Но теперь соцсети – это и площадки для крупных брендов, и источник клиентов для малого бизнеса, и возможность познакомиться для отношений, и место, где мы можем найти работу. Но что касается личностей? Уже несколько лет бытует такой термин, как F2F. И я считаю, что это довольно важное явление.

– Можете подсказать, что это означает?
Это расшифровывается, как Face2Face, время, когда мы можем лично (онлайн) пообщаться с кем угодно, будь то руководитель банка, популярная рок-звезда или политик. Но это распространяется и не только на публичных личностей.

– А что же касается обычных людей, которые не публичны?
HR уже давно и активно изучают личные страницы тех, кто присылает резюме (даже если эти ссылки не были к резюме приложены), социальные сети позволяют сделать. И социальные сети становятся для кого-то трамплином к взлету, а для кого-то источником неудач и провальных стратегий. Мне кажется, пришло время формировать некую культуру личного ведения страниц. Это примерно, как умение одеваться, вести себя в обществе, знание основ этикета.

– Но ведь многие ведут страницы только для себя?
Да, но насколько допустимо ведение страниц для себя? Можно ли считать это приличным? По сути, наша страница в социальной сети, это наш паспорт, наш имидж, наше лицо. Позволим ли мы себе выйти в люди в домашнем халате? Будем ли мы на вечеринке рассказывать про рецепты, а на работе хвастаться, сколько вчера выпили в баре? И если да, долго ли нас станут выслушивать? Едва ли, скорее мы сыщем славу человека странного, неуместного, не умеющего себя вести соответственно ситуации. Тогда почему же мы позволяем себе такое поведение в социальных сетях, которые не менее на виду, а иногда и более, чем мы сами?

– Тогда получается, что соцсети делают нас уязвимыми, так информация, которая есть в социальных сетях в открытом доступе для всех оказывается лишней? Какие есть инструменты, чтобы скрыть информацию?
Нам важно поделить информацию на две составляющие. Есть та информация, которую может увидеть человек. Это те фото, тексты, видео, которые мы размещаем. По сути, тот контент, который мы постим, очень здорово отражает наше состояние, наши слабости и проблемы. Например, по фотографиям девушек в откровенных платьях и кокетливых позах, почти всегда можно определить, что они в поиске, и скорее всего не очень востребованы. Фотографии детей на аватарках говорят о проблемах с самоидентефикацией. Если это наши собственные детские фото или фото с милыми детками из интернета, то скорее всего мы застряли в инфантильном состоянии, если это фото наших детей, то скорее всего у мамы «слияние» и нет полноценной личности, есть «мы». И таких вот фишек, чтобы прочитать и понять о человеке очень много, даже если он думает, что его «настоящее» от всех скрыто, могут многие специалисты.
А второй аспект, это открытые данные. Это те данные, которые мы оставляем «большому брату», то есть системе. Алгоритмы социальных сетей очень хитрые. Анализируя, где мы бываем, в какие группы вступаем, какие тематики публикаций лайкаем, роботы соцсетей составляют наши довольно точные портреты, которые позволяют прогнозировать наше поведение, показывать ту или иную рекламу.

– Насколько это может быть опасно для социума и какого-то конкретного человека в отдельности? Можем ли мы как-то защитить себя от этого?
Думаю, что это скорее не грозит нам какой-то опасностью. В конце концов, восстания машин в ближайшие годы ожидать не стоит, и если вы не делаете чего-то противозаконного в большом масштабе, то и правительству, которое могло бы получить данные, вы тоже не слишком нужны. Только представьте, зачем им тратить время специалистов, чтобы выяснить, что вы ходите 2 раза в неделю на танцы, любите пить кофе в определенном месте или выходите из дома в 10. Зато есть некоторые плюсы, например, та же реклама – все меньше становится безадресной рекламы. Так или иначе мы видим то, что может оказаться нам полезным. Конечно, рекламу любят не все. И еще далек тот день, когда она перестанет быть навязчивой и раздражать. Но согласитесь, если вы искали курсы английского, а потом соцсети и поисковые системы сами показали вам пару мест, вы может быть изучите их и пойдете на пробный урок.
Чтобы защитить себя, нужно оставлять как можно меньше данных. Не писать дату рождения, регистрироваться на чистый ящик, не основной, не вступать в группы, не лайкать посты. Еще желательно не добавлять людей в друзья. Не добавлять видео, не слушать музыку. Согласитесь, смысл присутствия на площадке теряется?

– Если мы принимаем, что соцсети не вражеский, а наоборот полезный инструмент, как их можно использовать? Какие советы вы могли бы дать молодому специалисту, который хочет устроиться на интересную работу, как-то заявить о себе или подвинуть творческий проект? По моему мнению, очень большую роль играют связи, так ли это?
Конечно, связи очень важны. Причем, не обязательно в том понимании, в котором это было еще 10 лет назад. Чтобы чего-то добиться, не обязательно иметь тех, кто тебя порекомендует (хотя, конечно, это тоже может помочь). Благодаря социальным сетям мы можем познакомиться и подружиться с теми, с кем не смогли бы в обычной жизни.

– Возможно я уточню свою мысль. Например, есть какие-то сообщества, узкие прослойки. Скажем, сообщество инста-блогеров. Когда-то они познакомились и помогали продвигать друг друга, теперь между ними и теми, кто любит Instagram и неплох в фотографии, даже при одинаковом вложении усилий, колоссальная разница. У кого-то прирост 2 000 человек каждую неделю, а кто-то тратит на привлечение реальных подписчиков годы. Реально ли добиться чего-то в таких узких нишах? Если да, поделитесь, пожалуйста, тем, как это сделать.
Непростой вопрос… Здесь нам на помощь придут три науки. Одна из них – это целеполагания. Для начала вообще стоит себя спросить, а реально ли цель – попасть в эту тусовку, или хочется чего-то другого. Может быть хочется популярности, чтобы тебя просто любили. Может быть хочется коммерческого сотрудничества и выгод, которые получают блогеры. Может быть за этим стоит что-то третье? Важно определиться, потому что от вашей цели зависит дальнейшая стратегия.
Собственно, дальше вторая наука. Это маркетинг. Понимая, что за цель у нас, мы определяем целевую аудиторию, которую нам необходимо информировать о себе каким-то образом. Так, если мы реально хотим в узкую тусовку инста-блогеров, то мы определяем там ключевые фигуры и ищем способы познакомиться с ними. У нас, конечно, уже должна быть готова база, хороший Instagram с соответствующим фотоконтентом. Дальше мы смотрим, может быть кто-то из них ищет помощника, кто-то ведет курсы по фотографии или продвижению. Вложите небольшие деньги, познакомьтесь лично, начните общаться, проявляйте внимание и симпатию, и с большой вероятностью через год вы уже будете участником команды.

– Неужели это действительно так работает?
Это один из вариантов пути. Можно создать и свою блогерскую тусовку. Приглашать интересных спикеров. Изучить программы, которые позволяют продвигать Instagram. Начать самим делать марафоны или мероприятия, где собирать аудиторию. Объединяться с коллегами по цеху в чаты поддержки, где размещать ссылки на свои посты, комментировать посты друг друга, ставить лайки.

– А вы говорили про три науки, но пока рассказали про целеполагание и маркетинг. А что же третье?
Третье, это то, что по сути все это объединяет. Наука, которая называется личный или персональный брендинг. Мы определяем цели, определяем целевые аудитории, определяем наши ресурсы (не только и не столько деньги, сколько таланты, навыки, связи, время) и строим себе некий план работы. Как с помощью наших ресурсов привлечь внимание целевой аудитории, чтобы целей достичь. И соцсети для этой работы очень хороший инструмент.

– Но в соцсетях есть многие, а успеха добиваются единицы, хотя на первый взгляд все звучит довольно и логично. Почему так происходит? Что нужно сделать тем, кто хочет стать успешным?
Для начала, многие даже не задумываются о том, что соцсети – это инструмент, а не просто личный сервис. Далее, многим просто лень следить за чистотой страниц, проще вываливать все, что есть. Ну и о целеполагании думают далеко не все. Ну а если мы говорим о том, кто настроен серьезно, у кого уже есть проекты, идеи, стремления, то тут важна системность и регулярность.

– И, наверное, какие-то знания? С чего такой человек должен начать? Может быть важна внешность, красивые фото?
Фотографии и внешность, это конечно, важный фактор, но вообще далеко не первый и не единственный. Есть такое понятие, как имидж. Это то, как человека воспринимают другие люди. И он включает то, как человек выглядит, его природные данные, его умение двигаться, получаться на фото, одеваться. Но это то, с чем можно работать. Более того, это то, с чем дико интересно бывает работать. И в целом, личный бренд, это история не только про инструменты, но и про постоянную работу над собой. Когда мы проводим с клиентами аудит, мы анализируем и их внешность, и их одежду, и из умение двигаться, и их тексты, и многое другое. Даже если у человека есть команда, которая помогает ему в продвижении, от него зависит очень много чего.
Но пока мы не замахиваемся на миллионные аудитории, а думаем, как и с чего начать? И на мой взгляд, тут важно понимать, как все устроено. Сначала мы определяем, в каких сетях есть те, кто нам нужны. Где они будут искать о нас информацию, где готовы читать, какое впечатление мы хотим произвести. Дальше проводим ревизию, закрываем альбомы с слишком личными фотографиями, удаляем драматические тексты, стихи, цитаты, фото с тусовок, слишком откровенные фотографии. И дальше начинать продумывать сообщение (какую главную мысль я хочу донести до общества) и делать контент (писать тексты, снимать видео, делать фото или иллюстрации – в меру возможностей и ресурсов как раз).

– А можете поделиться какой-то конкретной стратегией? Например, я молодой PR-специалист. Я еще не понимаю, хочу я в будущем в большую компанию, в маленький проект или даже свой бизнес, но я точно знаю, что хочу развиваться в области связей с общественностью. В соцсетях я есть. А что дальше?
Да, отличный запрос. В нем уже есть цель – это развитие и работа в определенной нише. И есть целевая аудитория, просто пока что довольно широкая. Получается, как ЦА, вам будут нужны: и владельцы малого бизнеса, и руководители компаний крупнее, и HR-щики, и всевозможные коллеги по цеху. Следовательно, ищите мероприятия, где они есть. Принимайте там участие сначала как волонтер, чтобы понять, как они устроены. Уже на второй третий раз вас будут готовы взять в команду организаторов. Потом можно начать выступать, как спикер, делиться этим опытом. Это могут быть и тусовки региональных пиарщиков, и профильные конференции вроде СПИКа или Диджитале. И студенческие фестивали по маркетингу и рекламе. Вариантов бесконечное множество, нам повезло, мы живем в большом городе, где каждую неделю что-то такое происходит. Кроме того, стратегия в соцсетях: добавляетесь после мероприятий или в процессе подготовки к спикерам, переписываетесь с ними по делу, оставляете комментарии у них в личных соцсетях и вообще активно, но уважительно поддерживаете ваше с ними общение. Зовете выступать на другие события и т.д.